Работа ручным лобзиком весьма кропотливое и трудоемкое занятие, в результате которого получается красивое художественное изделие. Даже обладая художественным талантом, порой бывает трудно изобразить необходимые элементы на листе фанеры или другой заготовке. Гораздо проще использовать готовый шаблон. Специально для вашего удобства мы подобрали рисунки, чертежи и схемы которые подойдут как для начинающих, так и для опытных мастеров.
Подборка шаблонов и чертежей для резьбы
Чтобы не тратить время мы произвели подробный поиск и подобрали качественные шаблоны, которые будут полезны для приобретения навыков художественного выпиливания ручным лобзиком.
Для начинающих
Начинающим мастерам не стоит изначально браться за изготовление деталей со сложной геометрической формой и множеством узоров. Начать лучше всего с изготовления фигурок животных и новогодних украшений. При их изготовлении можно приобрести навыки художественного выпиливания лобзиком с наружной и внутренней стороны.
Также рекомендуем почитать интересную статью про художественное выпиливание лобзиком.
Ниже представлена подборка трафаретов для начинающих мастеров.
Вверху подставка с изображением ели со звездой, а внизу с колокольчикамиАжурное сердце с подвязкой в виде маленького сердцаНа трафарете сверху находится стилизованное изображение лебедя, на нижнем — колибри в полетеВерхний трафарет изображает бабочку. Нижний — новогодний шар с ушком для подвеса. Внутри находится изображение лебедяПрямоугольный трафарет, внутри которого изображен сидящий на заборе петухСтилизованное изображение совыВлюбленные на сердцеГарцующая лошадь с седломБольшое и маленькое сердцеДля детей
Детям, как наименее опытным столярам необходимо выработать навыки художественного выпиливания и научиться правильно держать лобзик в руке. Поэтому начинать лучше с изготовления простых изделий, в основе которых лежат простые геометрические формы.
Далее представлена подборка из простых, но интересных чертежей для детского творчества.
Кот, сидящий на полкеБольшой и маленький кот с протянутой лапойИгрушка на елку Дед МорозТрафарет объемная елкаНовогодние игрушки: снеговик, олень и леденецБольшой и маленький сидящие котыТрафарет лебедьСоставной трафарет вешалки в виде птицыСидящая мышьПопулярные образцы для художественного вырезания из фанеры
Чтобы приобрести больше навыков и изготовить предмет, который будет не только радовать глаз, но и будет полезен в быту, мы подобрали схемы наиболее популярных изделий.
Шаблоны наличников на окна в натуральную величину
Хотя деревянные наличники редко используются для украшения окон современных домов, они все равно не утратили своей актуальности.
Трафарет бокового наличника цветокТрафарет бокового наличника с растительными узорамиТрафарет бокового наличника цветы, птицы, рыбыТрафарет наличника растительный орнаментСоставной круглый наличникВерхняя накладка на наличникВерхняя и нижняя резные накладки на наличникиТрафарет наличника сосулькаТрафарет наличника узорСоставной наличник со сложным растительным орнаментомПравославные узоры
Для декорирования икон и образов, а также при оформлении церквей широко применяются резные деревянные накладки, выполненные с соблюдением всех православных канонов. Для большего удобства мы подобрали наиболее популярные из них.
Трафарет православный мотивТрафарет православный мотив и голубиТрафарет крест с узорамиЧертежи модели «Оса, пчела шмель»
Кроме привычных плоских изделий, из фанеры при помощи лобзика и достаточного количества свободного времени можно изготовить объемные модели животных и насекомых.
Ниже представлены чертежи для выпиливания сборной модели шмеля.
Шмель. Изображение 1Шмель. Изображение 2Шмель. Изображение 3Шмель. Изображение 4Лиса и виноград
Одним из наиболее популярных сюжетов для выпиливания является сюжет басни А.И. Крылова «Лисица и виноград». При помощи готового изделия можно декорировать интерьер, кроме того оно может стать отличным украшением любого помещения.
Стойка трафарета лиса и виноградЗабор и подставка трафарета лиса и виноградЖивотные
Выпиливание животных требует наличия определенных навыков. Поэтому приступая к изготовлению таких элементов необходимо отработать на практике приемы правильного пиления.
Животные в лесуГолова оленяБегущая лошадь и узорным хвостом и гривойСтилизованное изображение лошадиТрафарет серны и листьяТрафарет олень и елкаГолова тиграКартинки цветов
Цветочные и растительные орнаменты широко используются для декорирования помещений. Кроме того, отдельные модели цветов, покрытые лаком или морилкой, могут стать неплохим подарком.
Ниже представлены наиболее популярные рабочие схемы цветочного и растительного орнамента.
Трафарет растительный орнаментРоза с листкомТрафарет цветочные узорыТрафарет розы и сердцеТрафарет колос и листикиТрафарет узорыШаблоны цифр
Модели цифр являются наиболее простыми в изготовлении и при этом имеют наиболее широкий спектр применения. Для их выпиливания не требуется применения особых навыков, поэтому их рекомендуют как тренировочный материал для приобретения необходимых навыков. Цифры используют при изготовлении адресных табличек с номером дома или квартиры, а так же как элемент декора.
Трафарет цифрыСхема салфетницы для вырезания
Салфетница является не только элементом декора, она помогает более рационально использовать место на кухонном столе. Ее изготовление не займет много времени, а полученный результат всегда будет радовать вас и ваших гостей.
Трафарет составная салфетницаТрафарет сборная салфетница балеринаТрафарет салфетница резнаяСалфетница с лебедямиФигурная салфетницаСкачать сборник картинок
Также предлагаем вам подборку интересных рисунков и чертежей для художественной резьбы в одном файле, скачать можно по ссылке ниже.
Скачать сборник
Где еще можно брать картинки и чертежи для художественной резьбы по дереву и фанере
Покопавшись в интернете, каждый может найти понравившиеся ему схемы для художественного выпиливания. К сожалению, не на всех сайтах представлены подробные рисунки. Некоторые из них предоставляют информацию на платной основе, другие выдают чертежи плохого качества.
Оптимальное качество и ассортимент схем представлен на следующих сайтах:
- lobzik.info — В каталоге сайта представлен широкий выбор рабочих чертежей для художественного выпиливания. Более простые схемы можно загрузить бесплатно, тогда как за сложные профессиональные придется заплатить;
- mir-izdeliy.at.ua — На данном ресурсе можно бесплатно загрузить самые различные рабочие чертежи для выпиливания. Кроме простых изделий, в каталоге сайта можно найти схемы изготовления сложных подвижных механических изделий;
Несмотря на кажущуюся сложность, художественное выпиливание лобзиком является весьма увлекательным процессом, результат которого сохранится на долгое время. Надеемся, что представленные схемы будут полезны и помогут вам изготовить самые разнообразные поделки.
1. Материалы
Материалы для приготовления изделий из древесины можно разделить на конструкционные, облицовочные и на материалы, характерные для производства мебели для сидения и лежания: а также клеи, фурнитура, стекла, зеркала, элементы декоративного оформления изделий, отделочные материалы.
Конструкционные материалы – это материалы, из которых изготавливают детали конструкций, воспринимающих нагрузку. К ним относятся древесина, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, фанера, пластические материалы, металл.
Древесина. Ее достоинства разбирались в введении, но она имеет и недостатки: анизотропность (разные механические характеристики в зависимости от направления волокон), наличие различных пороков (сучки, трещины, сердцевина, наклон волокон, сбежистость, кривизна и т.д.), размеро- и формоизменяемость (усушка, разбухание, покоробленность), гигроскопичность, горючесть.
Древесностружечные плиты. Положительные свойства: сравнительно большие размеры, хорошо обрабатываются и отделываются, имеют практически одинаковые физико-механические свойства по длине, ширине и толщине, гигроскопичность ниже, чем у натуральной древесины. Недостатки: формоизменяемость (покоробленность), значительная разнотолщинность, низкая шурупоудерживающая способность кромок, токсичность.
Столярные плиты применяются тогда, когда необходима высокая прочность и легкость элементов. Недостатки: сложность и трудоемкость изготовления, значительный расход массивной древесины.
Древесноволокнистые плиты. Обладают почти одинаковыми с натуральной древесиной физико-механическими свойствами (твердые древесноволокнистые плиты), характерна одинаковая прочность по всем направлениям, хорошо поддаются всем видам механической обработки.
Из них изготавливают донья ящиков и других емкостей, задние стенки, облицовочный материал.
Фанера. Применяют для изготовления столярных плит, пустотелых щитов, задних стенок и ящиков корпусной мебели.
Облицовочные материалы
Древесные – шпон строганый.
Декоративные пленки на основе пропитанных бумаг. В пленках с частичной поликонденсацией смолы последняя обладает хорошей текучестью. Поэтому пленку приклеивают без применения дополнительного клея за счет собственной смолы. Такие пленки позволяют совместить две операции – облицовывание с одновременным получением отделочного покрытия. Эти пленки производятся с применением меламиноформальдегидных смол. Они применяются при изготовлении ламинированных плит. Пленки с полной поликонденсацией смолы называются листовым синтетическим шпоном.
Декоративный бумажно-слоистый пластик (ДБСП). В его составе до 65 % бумаги, которая выполняет две функции: армирующего наполнителя, придающего пластику повышенные механические свойства и компенсирующего хрупкость смолы, и носителя декоративных свойств. Толщина его 1,0…1,6 мм может быть гладким или имитировать текстуру древесины. Для изготовления ДБСП применяют бумагу плотностью 150 г/м2.
Конструкционные материалы из пластмасс. Технологический процесс изготовления деталей из пластмасс позволяет создавать изделия любой архитектурной формы, полностью использовать применяемое сырье (без отходов). Кроме того, применение пластмасс дает возможность экономить древесные материалы, сократить трудозатраты, повысить производительность.
Недостатки: ограниченность ресурсов полимеров и их высокая стоимость.
2. Требования к изделиям из древесины
Утилитарность – функциональная оправданность конструкции, ее полезность, целесообразность. Разновидностью утилитарных требований являются гигиенические требования (выборочное применение материалов и ограничение их контакта с человеком).
Технологичность – возможность применения при изготовлении изделий из древесины современного оборудования и обеспечения поточности производства, создание минимума трудовых и материальных затрат.
Эстетические требования. Изделия должны отвечать запросам разных потребительских групп населения, иметь современные архитектурные формы, решать вопросы пропорций и масштабности в интерьере, иметь широкую гамму цветовых решений.
3. Структурные элементы изделий
Обычно под изделием понимают предмет, обладающий вполне определенными потребительскими свойствами, годный для непосредственного использования. Однако, в современном производстве это понятие значительно шире. Например, изделием определенного предприятия могут быть детали, поставляемые другому предприятию.
Деталь – элементарная часть изделия, изготовленная без применения сборочных операций, до конца обработанная. Деталь может быть черновой или чистовой. Узел – соединение двух деталей. Сборочная единица – узел, полученный путем сборочных операций, в который могут входить детали, материалы и покупные изделия. Узлы могут быть простыми (в состав которых не входят другие узлы) и сложными (состоящими из узлов предыдущих ступеней).
Несмотря на большое разнообразие видов конструкций и назначения изделий из древесины, конструктивно они выполняются максимум из четырех видов элементов: брусков, рамок, щитов и коробок. Эти конструктивные элементы могут иметь разную степень сложности, то есть могут представлять собой деталь, узел или сборочную единицу. Например, брусок может быть изготовлен из цельного отрезка древесины, а может быть склеен из 2-х и более частей.
Бруском обычно называют конструктивный простейший элемент, у которого толщина поперечного сечения не превышает двойной ширины, а длина в несколько раз превосходит ширину. Брусок может иметь различную форму сечения: прямоугольную, овальную, круглую, фигурную.
Щитом принято называть такой конструктивный элемент, ширина которого в несколько раз превышает толщину, а длина превышает ширину не более чем в 3 раза. Конструктивно щиты могут быть выполнены сплошными (из массивной древесины путем склеивания брусков (делянок) по кромке) и полыми. Последние представляют собой рамку из массивной древесины, оклеенную с обеих сторон древесноволокнистой плитой или клееной фанерой. Внутренняя полость таких щитов заполняется обрезками реек, стружками, смешанными с клеем или специально изготовленным из бумаги и шпона решетчатым заполнителем.
В мебельном производстве в настоящее время все щитовые детали в подавляющем большинстве изготавливают из древесностружечных плит.
Рамкой называют конструктивный элемент, образованный в простейшем случае соединением минимум трех брусков под углом. Рамки имеют широкое применение в производстве столярно-строительных изделий. Они могут быть различными по форме и по конструкции, собираются из брусков, выпиленных из плитных материалов или спрессованных из проклеенной измельченной древесины.
Часто в изделиях рамка снабжена заглушиной в виде щита, вставляемого в пазы по внутреннему периметру рамки. В этом случае рамку называют обвязкой, заглушину – филенкой, а конструкцию – филенчатой.
Коробки представляют собой разновидность рамок. Они изготавливаются из широких брусков или щитов, соединенных под углом друг к другу, являются составной частью оконных и дверных блоков, широко используются в мебельном производстве для формирования опор, ящиков и корпусов.
4. Правила конструирования изделий из древесины
При разработке конструкции какого-либо изделия необходимо учитывать требования, которые к нему предъявляются, материал, из которого оно будет изготовлено и условия, при которых оно будет эксплуатироваться.
Для изделий из древесины сложность конструирования заключается в том, что при неизбежном изменении размера и формы отдельных деталей и узлов изделия в условиях эксплуатации, оно должно оставаться практически неизменным по форме и прочности.
Здесь надо помнить такие свойства древесины как ее гигроскопичность и анизотропность.
Также при изготовлении любого изделия необходимо обеспечить минимальные материальные и трудовые затраты. Освоение новой конструкции изделия не должно приводить к коренной ломке технологии, приобретению дорогого оборудования и дефицитных материалов.
Вышеназванные особенности древесины и требования к изделиям из нее вызывают необходимость соблюдения определенных правил конструирования.
Первое правило конструирования изделий из древесины. Конструировать изделия надо так, чтобы неизбежная деформация отдельных частей происходила свободно, но без нарушения формы и прочности самого изделия.
При конструировании необходимо учитывать усушку и разбухание. В некоторых деталях изменения размеров при усушке и разбухании значительны. Так, крышка стола, изготовленная из массивного щита шириной около 700 мм, может изменяться по ширине на 10…12 мм. Или, например, в филенчатых конструкциях филенку вставляют в пазы свободно. Пазы должны иметь достаточную глубину, чтобы при изменении влажности филенка могла свободно изменять свои размеры, не выходя из пазов и не разрушая обвязку.
Второе правило. Отдельные детали изделия надо конструировать так, чтобы неизбежные изменения размера и формы были наименьшими. Этого можно достичь путем изготовления деталей не из одного куска древесины, а из нескольких, возможно более мелких, соединенных клеем. При таком склеивании напряжения, возникающие в отдельных элементах деталей, будут как бы взаимно уравновешиваться при изменении размера и формы. Так усушка по ширине детали будет примерно в два раза меньше, чем у детали из целого куска древесины.
Третье правило. Для прочности изделия необходимо конструировать так, чтобы направление волокон в отдельных деталях совпадало с направлением действия сжимающих или растягивающих сил и было перпендикулярным направлению изгибающих сил.
Сопротивление древесины действующим усилиям неодинаково вследствие неравномерного ее строения в разных направлениях. Например, растягивающим усилиям вдоль волокон древесина сопротивляется значительно больше (в 10…30 раз), чем усилиям поперек волокон. В технических условиях на материалы для изделий из древесины вводят ограничения относительно наличия косослоя. Установлено, что при отклонении волокон от направления действия внешних сил на угол 10о прочность детали уменьшается на 15 % .
Четвертое правило. Изделия необходимо проектировать так, чтобы они по своей форме, размерам и конструкции были рациональными, отвечали назначению, удовлетворяли техническим условиям и санитарно-гигиеническим требованиям.
При конструировании все детали и соединения нужно проектировать так, чтобы их можно было выполнить на станках. Конструкция должна быть такой, чтобы при высоком качестве изделий требовалось наименьшее количество материалов и наименьший объем трудовых затрат. Изделие должно отвечать назначению, быть удобным в пользовании. Мебель – соответствовать размерам человеческого тела, рациональной и комфортабельной.
5. Соединения деталей
Существует множество способов соединения деталей в узлы и сборочные единицы. Все способы могут быть разделены на две группы: неразъёмные соединения и разъёмные.
К неразъёмным относятся соединения на одном клее, на шипах с клеем, на гвоздях и на скобах.
Соединение одним клеем применяют при склеивании брусковых деталей и заготовок по длине, ширине и толщине, при облицовывании, при склеивании с одновременным гнутьём, при изготовлении деталей из измельчённой древесины.
Соединение с помощью одного клея имеет значительную прочность при соблюдении режимов склеивания, однако применяют его в основном в тех случаях, когда поверхность склеивания достаточно большая и изделие не подвергается в процессе эксплуатации динамическим нагрузкам.
Шиповые соединения могут быть угловыми концевыми и угловыми срединными. Прочность шиповых соединений зависит от размеров шипов, соотношения размеров шипа и гнезда, прочности клеевого соединения, условий и характера работы шипового соединения.
Соединения на гвоздях широко применяют при изготовлении тары, строительных конструкций и в стандартном домостроении. В производстве мебели их используют редко, лишь при обивке мягкой мебели гвоздями с декоративной шляпкой или в качестве вспомогательного соединения при склеивании. Прочность соединения на гвоздях зависит от размеров и формы сечения гвоздя, направления забивки относительно волокон древесины, породы древесины, её влажности.
Соединение на скобах применяют в основном для крепления тонких листовых материалов и тканей. Скобы забиваются с помощью пневматических скобозабивных пистолетов.
Разъёмные соединения подразделяются на жёсткие и подвижные. Жёсткие применяют при формировании корпусов сборно-разборных изделий. Эти соединения позволяют осуществлять многократную сборку и разборку изделий. К жёстким разъёмным соединениям относятся соединения на шурупах, винтах и стяжках.
Подвижные разъёмные соединения применяют при креплении элементов, которые в процессе эксплуатации меняют своё положение (двери, оконные створки, ящики, раздвижные стёкла и т.п.). Крепление дверей, створок осуществляется с помощью шарнирных устройств, получивших общее название петли. По количеству шарниров различают одно-, двух-, трёх- и четырёхшарнирные петли. Конструкции, форма и размеры петель регламентируются отраслевой нормативной документацией и ГОСТами. Для перемещения ящиков, выдвижных полок и раздвижных дверей используют направляющие различных форм, изготовленные из древесины, металла или пластмассы.
6. Взаимозаменяемость деталей и сборочных единиц
Взаимозаменяемость – это такое свойство деталей, при котором каждая деталь может входить в сопрягаемую без какой-либо дополнительной обработки или пригонки при условии, что качество сопряжения в процессе эксплуатации будет удовлетворять заданным нормам.
Взаимозаменяемость обеспечивается двумя факторами: технологическим, определяющим способы обработки и сборки детали, и эксплуатационным, предусматривающим соответствие детали или изделия в процессе эксплуатации определенным техническим условиям.
Качество изделий определяется точностью обработки и сборки по геометрическим параметрам, механическими и физическими свойствами материалов.
Принцип взаимозаменяемости должен соблюдаться, начиная с заготовок и полуфабрикатов, в отношении которых взаимозаменяемость означает точность размеров и формы, а также однородность механических и физических свойств материала. В более широком смысле взаимозаменяемость – комплексное понятие, характеризующее направление в развитии современной техники, то есть включает в себя вопросы проектирования, технологии и эксплуатации.
Взаимозаменяемость может быть полной, когда детали соединяются без подгонки, и ограниченной, когда в процессе сборки детали частично подгоняются друг к другу.
Уровень взаимозаменяемости производства характеризуется коэффициентом взаимозаменяемости Кв, равным отношению трудоемкости изготовления взаимозаменяемых деталей к общей трудоемкости изготовления изделия.
Взаимозаменяемость разделяют также на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относится взаимозаменяемость отдельных деталей какого-либо узла. К внешней – взаимозаменяемость узлов и изделий.
Необходимыми условиями для осуществления взаимозаменяемости являются:
- система допусков и посадок, точность изготовления изделий,
- применение современных и создание новых контрольно-измерительных средств,
- рациональное конструирование, стабильность исходного материала и т. п.
Точность изготовления изделий – один из главных факторов взаимозаменяемости. Под точностью изготовления изделия понимается свойство технологического процесса обеспечивать соответствие поля рассеивания значений показателя качества изготовления продукции заданному полю допуска и его расположению.
В обобщенном виде точность изготовления изделий в основном обуславливается двумя факторами: технологической точностью работы станка и точностью его настройки.
Точность или погрешность работы станка определяется полем рассеивания значений размеров партии деталей, обработанных на станке при данном его состоянии и настройке. На точность работы станка оказывают влияние действия целого ряда погрешностей. Все они подразделяются на 2 группы: систематические и случайные.
Cистематическая погрешность – это погрешность, которая при одних и тех же условиях принимает одно и тоже значение по модулю и знаку.
Cлучайная погрешность – это погрешность, которая при одних и тех же условиях принимает различные значения по модулю и знаку.
Эти погрешности могут быть вызваны нестабильностью величин припусков на обработку, внутренними напряжениями в материале, ошибками базирования деталей и т. д. Их можно выявить системой правил, их обуславливающих.
Точность работы станка определяют опытным путем. Для этого его настраивают на заданный размер, обрабатывают партию деталей в количестве 100…150 шт., замеряют каждую деталь, полученные результаты обрабатывают методами вариационной статистики и строят кривую распределения. По величине рассеивания размеров судят о точности работы станка. Точность настройки станка – важный фактор, влияющий на точность обработки.
7. Основные понятия о допусках и посадках
Указанные на чертеже размеры не могут быть выполнены абсолютно точно. Размеры полученных деталей имеют некоторую погрешность, то есть некоторое несоответствие размерам, указанным в чертеже. Величина погрешности зависит от точности работы станка, от степени износа инструмента и приспособлений, от изменения размеров деталей при изменении влажности древесины, от точности измерительного инструмента и ряда других факторов. Вместе с тем для каждого размера могут быть допущены определенные отклонения от заданного без ущерба для качества изделия и взаимозаменяемости его деталей, поэтому установление величин допустимых погрешностей обеспечивает взаимозаменяемость составных частей изделия и его надежную эксплуатацию.
Два подвижно или неподвижно соединенных друг с другом элемента называются сопрягаемыми. Поверхности, по которым происходит соединение двух деталей, называются сопрягаемыми поверхностями. При соединении сопрягаемых плоскостей различают охватываемую и охватывающую поверхности. У цилиндрических соединений охватывающая поверхность называется «отверстием», а охватываемая – «вал». Названия «отверстие» и «вал» условно применимы ко всем охватывающим и охватываемым поверхностям.
Номинальный размер является основным расчетным размером, который устанавливается при конструировании и проставляется на чертеже.
Действительный размер определяется при измерении соответствующими инструментами полученной после обработки детали.
Предельными называются такие размеры, между которыми может колебаться действительный размер. Наибольшим предельным размером является сумма номинального размера и верхнего предельного отклонения, а наименьшим – сумма номинального размера и нижнего предельного отклонения.
Верхним предельным отклонением называется разность между наибольшим предельным и номинальным размерами. Нижним предельным отклонением называется разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.
Допуском называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами, зазором – положительная разность между размерами отверстия и вала, натягом – отрицательная разность между размерами отверстия и вала, создающая после их сборки неподвижное соединение. Посадкой называют характер сопряжений, определяющий плотность и взаимную подвижность двух или нескольких связанных между собой деталей.
Систему допусков и посадок, регламентирующую точность обработки и сборки, а также необходимую прочность, плотность и взаимную подвижность деталей, узлов и изделий из древесины, устанавливает ГОСТ 6449-82 «Допуски и посадки в деревообработке».
Контроль за размерами обрабатываемых деталей может осуществляться универсальными измерительными инструментами (линейкой, штангенциркулем), нормальными и предельными калибрами.
Современное производство предполагает контроль размеров производить с помощью предельных калибров.
Калибр – бесшкальный измерительный инструмент для контроля размеров и формы деталей. Все калибры делятся на три типа: скобы предназначены для контроля внешних размеров деталей, пробки – внутренних размеров (отверстий); уступомеры контролируют размеры уступов, глубины пазов, высоты заплечиков.
Основное назначение калибров заключается в определении годности детали, а не в измерении действительной величины размера. Калибр имеет два размера: наибольший предельный размер и наименьший, которые могут находиться на одной стороне калибра или по обеим сторонам.
Качество обработки на станках характеризуется не только точностью форм и размеров деталей, но и шероховатостью поверхности.
8. Шероховатость поверхности
Шероховатость поверхности характеризуется наличием неровностей на обработанной поверхности. Могут быть макронеровности – единичные неровности большой протяженности, вызванные геометрической неточностью станков, неправильным базированием и короблением детали.
Микронеровности – это мелкие выступы и впадины: анатомические, структурные неровности древесины, неровности разрушения и упругого восстановления в процессе обработки режущим инструментом.
Шероховатость поверхности характеризуется числовыми значениями параметров неровности и наличием либо отсутствием ворсистости.
Для оценки шероховатости древесных материалов применяют
Rmmax – среднее арифметическое высот отдельных наибольших неровностей, вычисляемое по формуле:
(1)
где Hmaxi – расстояние от высшей до низшей точки наибольшей неровности.
Rm – наибольшая высота неровностей профиля, вычисляемая по формуле:
(2)
где Уpmax – расстояние от средней линии профиля до высшей точки в пределах базовой длины, Уvmax – расстояние от средней линии профиля до низшей точки в пределах базовой длины.
Нормируемое значение шероховатости обозначают на чертеже на всех поверхностях детали.
Для контроля грубых поверхностей пиломатериалов рамного пиления используются простые индикаторные глубиномеры, для получистых пиломатериалов – оптические приборы ТСП-4, основанные на принципе »теневого сечения», для чистых поверхностей – прибор МИС-11 – на принципе »светового сечения».
Шероховатость поверхности оказывает большое влияние на качество изделия, также имеет принципиальное значение при нормировании расхода клеевых и отделочных материалов.
Шероховатость поверхности обозначают на чертеже для всех выполняемых по данному чертежу поверхностей изделия, независимо от методов их образования, кроме поверхностей, шероховатость которых не обусловлена требованиями конструкции.
Числовые значения параметров шероховатости указываются после соответствующего символа, кроме значений параметра Ra, который проставляется без символа (табл. 1).
Таблица 1. Обозначение шероховатости на чертеже
Знак наиболее предпочтительный.
Высота h равна высоте размерных чисел H = (1,5…3,0) h. Параметр R не должен превышать 0,4 мкм. |
|
Знак, показывающий, что поверхность
образована путем удаления слоя металла. Параметр R должен находиться в пределах 0,8…0,32 мкм. |
|
Знак, показывающий, что поверхность
образована без снятия слоя металла. Параметр R не должен превышать 1,6 мкм. |
|
Знак, показывающий, что поверхность
не обрабатывается по данному чертежу. |
9. Сборка изделий
Сборка изделий из древесины и древесных материалов – это соединение деталей в сборочные единицы и изделия с помощью клея, крепежной фурнитуры и метизов. Она в общем случае разделяется на три стадии: предварительная, общая и окончательная сборка.
Сборочные операции в производстве изделий из древесины являются достаточно сложными, степень их механизации низкая и выполняют их высококвалифицированные рабочие. Трудоемкость сборочных операций велика и в определенных случаях может достигать 50 % от общей трудоемкости изделия.
Сборка изделий мебели в общем случае разделяется на 3 стадии:
- предварительная,
- общая,
- окончательная сборка.
Количество стадий, содержание сборочных операций, порядок выполнения и степень механизации зависят от вида и конструкции мебели, от условий поставки в торговую сеть.
В зависимости от вида мебели технология сборки делится на следующие процессы:
- сборка корпусной мебели;
- сборка мягкой мебели;
- сборка стульев;
- сборка столов.
Изделие в процессе сборки может формироваться на одном рабочем месте или на нескольких (поточная сборка). В последнее время расширяется производство мебели в разобранном виде, что позволяет значительно удешевить производство изделий и их транспортировку к потребителю
Просмотров: 2 447
Резьбе по дереву научиться сложно, но если знать, как правильно подобрать материал и инструменты, то можно значительно облегчить эту задачу. Картинки и пошаговые описания этапов работы в разных техниках, помогут начинающему резчику создать первое изделие.
Инструменты для работы
В магазинах можно приобрести различные профессиональные инструменты, многофункциональные станки по обработке дерева. Они значительно облегчают работу, пользоваться ими удобно и безопасно. Однако уметь обращаться с ручными инструментами важнее. Каждый начинающий резчик по дереву должен научиться работать простыми стамесками, пилами и рубанками.
Эти навыки помогут в дальнейшем:
- быстрее освоить профессиональные станки;
- исправлять неточности;
- вытачивать миниатюрные узоры.
Опытные мастера не советуют покупать готовые наборы инструментов для ручной резки. Они стоят дорого, но не всегда отличаются качеством.
В наборе может быть хороший нож, но плохие стамески, поэтому лучше приобретать каждый инструмент по отдельности и собрать по-настоящему полезный комплект, который прослужит несколько лет.
Самый важный инструмент для работы с деревом – это пила. С её помощью от цельного бруска можно отделить ровные куски нужного размера.
Подойдут:
- ножовка;
- лучковая пила;
- лобзик.
Желательно приобрести несколько видов пил с разными размерами зубцов. За состоянием полотен нужно тщательно следить. Пилы должны быть всегда остро заточенными, а полотно хорошо натянутыми.
Ещё следует приобрести рубанок. Начинающему мастеру можно купить ручной инструмент с режущей поверхностью средней ширины. Когда прибавиться опыт, потребуется фуганок и цикли. Они нужны для более тщательного выравнивания деревянных поверхностей.
Для работы с мелкими деталями нужны стамески. В наборе должны быть инструменты с широкими заострёнными краями, а также узкие и тонкие. Лезвия бывают прямыми или скошенными. Они всегда должны быть острыми, поэтому стамески придётся точить часто. Для этой цели можно использовать наждачную бумагу или специальный станок.
Работать тупыми инструментами опасно, потому что лезвие не будет входить в древесину так глубоко, как требуется. Это увеличивает риск «соскакивания» инструмента, что чревато для резчика. Он может получить серьёзную травму. К тому же резьба, выполненная таким инструментом, получится кривой, а работа займет больше времени и сил.
В таблице можно рассмотреть, какие ещё инструменты могут потребоваться и для чего:
Инструмент | Предназначение |
Ручная дрель | Сверлить сквозные отверстия и небольшие углубления |
Ножи разных размеров | Стёсывать небольшие куски древесины, стругать маленькие детали |
Маленький топор | Срубать мелкие сучки и делать засечки |
Наждачная бумага разной зернистости | Шлифовать изделия |
Струбцина | Надежно крепить обрабатываемую поверхность на столешнице |
Существует множество других инструментов для резьбы по дереву. Когда начинающий мастер наберётся опыта, он самостоятельно сможет определить, каких стамесок, ножей или пил ему не хватает и чем удобнее работать.
Советы по выбору древесины
Профессионалы разделяют древесину на 3 вида:
- мягкая;
- твердая;
- сверхтвёрдая.
Начинающим следует отдать предпочтение первым 2 вариантам. Мягкая древесина податлива. От неё легко отрезать мелкие части, формируя красивые узоры. С твёрдыми материалами работать чуть сложнее, но они более долговечны. Фигурки, сделанные из такой древесины, не рассыхаются со временем и не лопаться.
Легко работать со следующими видами дерева:
- ель;
- каштан;
- пихта;
- сосна;
- ива;
- липа;
- тополь;
- ольха;
- бук;
- берёза;
- осина;
- ясень;
- вяз.
Из сверхтвёрдых древесных пород изготавливают дорогую и качественную мебель. С этим материалом тяжело работать вручную, для обработки чаще используются габаритные станки, поэтому для резьбы такая древесина не подойдёт.
Рабочее место резчика
Профессиональные резчики работают за верстаком. Начинающим можно ограничиться столешницей. Она должна быть устойчивой и широкой. Высота стола регулируется под мастера индивидуально. Чтобы не напрягать спину и чувствовать себя комфортно, следует выбрать столешницу высотой до пояса, но не выше.
Столешницу нужно регулярно протирать и следить за её состоянием. При работе ножи часто соскальзывают и втыкаются в стол, от чего формируются зазубрины, которые нужно зашлифовывать. Чтобы минимизировать повреждения, необходимо соблюдать правила пользования столешницей. Нельзя бросать на неё острые инструменты, рубить на ней топором и забивать гвозди.
Для работы нужно хорошее освещение. Установить столешницу у окна недостаточно. Потребуется ещё 2-3 светильника, которые будут освещать рабочую зону с разных сторон. Устанавливать лампы следует выше глаз резчика, чтобы они не слепили его. Можно приобрести осветительные приборы на гибких ножках, которые можно будет наклонять в любые стороны.
Виды резьбы и техники
Виды резьбы по дереву разделяют на несколько групп:
- контурная;
- геометрическая;
- плосковыемчатая;
- скульптурная;
- сквозная;
- рельефная.
Каждая техника имеет свои особенности, о которых можно прочесть далее в статье.
Контурная
Для контурной резьбы характерны узкие углубления с 2 гранями. Их делают неглубокими и проводят вдоль всего изделия. Основными узорами являются элементы живой природы, например, листья растений, соцветия, ягодные грозди, а также животные и птицы. Картина, которая получается благодаря такой технике, визуально напоминает гравировку. Все линии грубые, с чёткими краями. Свет и тень остаются необозначенными.
Опытные мастера предпочитают смешивать эту технику с другими видами резьбы, например, геометрической и плоскорельефной. Ещё этот стиль хорошо сочетается со многими традиционными росписями.
Чистые контурные узоры, без коллабораций с другими стилями, хорошо смотрятся только на небольших настенных панно. Такие узоры выполняют при помощи стамесок и ножа со скошенным лезвием. Техника контурной резьбы несложная, но, чтобы украшать ею различные изделия, нужен художественный опыт и умелое владение инструментами.
Геометрическая
Этот вид резьбы является одним из самых лёгких в исполнении. Узоры состоят из разных по величание углублений, которые имеют от 2 до 4 граней.
В совокупности они образуют различные геометрические фигуры:
- треугольники;
- ромбы;
- круги;
- прямоугольники.
Эту технику используют для украшения мебели, а также создают кухонные принадлежности необыкновенного вида, например, подставки под горячее. Для работы используют самый простой набор инструментов: ножи, стамески и резаки.
Плосковыемчатая
Ещё одна простая техника резьбы по дереву, для выполнения которой нужен лишь нож со скошенным лезвием. Особенность плосковыямчатой резьбы – гладкая поверхность фона. Углубления в древесине делают неглубокими. Линии получаются плавными, но имеют острые грани.
Готовые рисунки получаются визуально схожими с теми, что были выполнены в контурной технике. Они также не имеют чёткого разделения на свет и тени. Основными узорами считаются элементы живой природы, такие как деревья, бутоны цветов и силуэты животных.
Скульптурная
Это один из самых сложных видов резьбы по дереву. Он отличается от предыдущих техник тем, что изображение не является плоским, оно трёхмерное. К скульптурной резьбе относятся объёмные фигурки животных, людей и божественных идолов.
Скульптурная резьба по дереву
В средние века такой резьбой украшали крыши богатых домов, декорировали помещения изнутри и ставили большие деревянные статуэтки на носах кораблей. В настоящее время скульптурная резьба также относиться к декору.
Древесине придают форму не одним инструментом, чаще используют несколько наборов. Чтобы научиться работать в такой технике, потребуется много времени и терпения.
Сквозная
Эта разновидность резьбы имеет несколько альтернативных названий: сквозная, ажурная и пропильная. Узор, который получается, напоминает тонкое кружево. Этот эффект достигается путем пропиливания шлифованных досок насквозь.
Особенность этой техники – это полное или частичное удаление фона. Мастера используют эту технологию обработки дерева в различных вариантах дизайна. Сквозной резьбой украшают наличники окон и дверей, а также карнизы. Часто такие деревянные узоры можно заменить на перилах лестниц.
Также эту технологию используют для мелких элементов декора, например, для шкатулок, картинных и зеркальных рам и шкатулок.
Рельефная
Эта технология схожа со скульптурной резьбой, по уровню сложности. На плоском фоне мастера вытачивают выпуклые, объёмные изображения. Это могут быть фигуры животных, растений и даже человеческие портреты.
Рельефную резьбу разделяют на 2 группы: барельефную и горельефную. В первом варианте орнамент получается выпуклым на более чем на середину толщины основной заготовки. Во втором случае, узор делают очень объёмным. Все линии возвышаются над фоном и имеют плавные изгибы.
Меры предосторожности при работе
Перед тем как начать знакомство с резьбой по дереву, нужно узнать о правилах безопасности. Весь инструмент очень острый. Им легко пораниться, иногда можно получить настолько серьёзную травму, что в итоге всё закончится инвалидностью.
Что необходимо предпринять, чтобы снизить эти риски:
- Установить столешницу надёжно и крепко. Стол не должен качаться из стороны в сторону и ёрзать по полу.
- Заготовки следует крепить к столу специальными инструментами – струбцинами. Только они способны надёжно зафиксировать деталь. Любые другие подручные материалы не подходят для этой цели.
- Лампы и светильники не должны слепить резчика. Их нужно разместить так, чтобы столешница была хорошо освещена, а от мастера не падала тень.
- Затачивая стамески и ножи нужно надевать перчатки и защитные очки. Мелкая стружка может попасть в глаз, а лезвие ножа может случайно соскользнуть со станка и поранить руки.
- Качество заточки любых инструментов нужно проверять на специальном бруске, а не пальцами.
- Во время работы режущими инструментами и следует держать в направлении от себя, а также следить, чтобы вторая рука находилась на безопасном расстоянии от ножа.
- На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
- После каждого этапа резки со стола нужно убирать стружку, используя специальные щётки. Если мусора накопится слишком много, то под ним может потеряться острый инструмент, и при уборке он воткнётся в руку.
- У всех ножей и стамесок должно быть место. Опытные мастера рекомендуют поставить на стол банку, в которую резчик будет убирать инструменты и доставать при необходимости. Когда работа буде завершена, все принадлежности нужно разложить на места для постоянного хранения.
- Используя электрические приборы, важно следить, чтобы шнур не запутывался и не перекручивался.
- Нельзя включать сразу несколько приборов в розетку. Множество проводов на полу могут переплестись между собой. Об них моно запнуться и упасть.
Часто для работы используется мастика из воска. Её следует греть электрической плите, но не на открытом огне.
Недопустимо располагать нагревательные элементы там, куда будет лететь стружка. Она быстро воспламеняется. Заготовки из дерева тлеют при температуре 214 градусов, затем начинают гореть, поэтому важно следить за пожарной безопасностью.
В мастерской всегда должны быть бинты, вата и дезинфицирующие растворы для кожи. Даже профессиональные мастера не застрахованы от случайных травм. Раны нужно обработать как можно быстрее. Если повреждение серьёзное, то следует отложить работу до полного выздоровления.
Этапы работ по дереву
Резьба по дереву (картинки с изображениями разных технологий помогут начинающим понять, как правильно работать с древесиной) всегда начинается с идеи. Мастер придумывает узоры и делает схематичный набросок на бумаге, который потом переносит на деревянную поверхность с помощью простого карандаша или маркера.
Затем он вырубает грубый узор, потом срезает углы и делает линии плавными. Обрабатывает фон, шлифует все детали и покрывает готовое изделие лаком.
Далее в статье можно прочесть описание этапов работы в разных техниках.
С домовой резьбой
Резьба по дереву (картинки нужны для верного представления основ технологии) этого типа схожа со сквозной техникой. Мастер делает сквозные пропилы в заготовке, полностью удаляет фон и оставляет только ажурные узоры. Такой резьбой украшают наличники окон, дверные проёмы и крыши домов.
Работа осуществляется в 3 этапа:
- Выбор стиля. Все узоры должны гармонировать между собой, поэтому мастер сначала выбирает подходящие трафареты. Затем переносит их на заготовки.
- Фон удаляется при помощи дрели и лобзика. Орнамент вырезают вручную стамесками и ножами.
- Готовую работу шлифуют и покрывают лаком.
Для домовой резьбы выбирают древесину твёрдых пород. Она не склонна к гниению и расслаиванию, поэтому способна прослужить более 20 лет.
Резной декор по дереву с объёмной резьбой
Резьба по дереву (картинки отображают порядок действий при работе) с выпуклыми узорами осуществляется в 6 этапов.
Их можно рассмотреть на примере изготовления крупной броши с изображением гор:
- Мастер вырезает круглую заготовку и переносит на неё эскиз.
- Используя ножи и стамески, он вырезает небольшие углубления по нарисованным контурам.
- С помощью специального ножа резчик придает узорам округлые очертания, убирает острые углы и засечки.
- Шлифует изделие, используя наждачную бумагу разной зернистости и абразивную губку.
- Раскрашивает изделие красками.
- После полного высыхания обрабатывает поделку восковой мастикой.
Для таких работ подходит древесина мягких пород. На ней проще создать плавные контуры и выпуклые элементы.
С геометрической резьбой по дереву
Резьба по дереву (картинки помогут правильно сделать разметку) с геометрической резьбой довольно простая в исполнении. Больше всего времени уходит на создание эскизов и разметку.
На примере изготовления шкатулки, можно рассмотреть 5 основных этапов работы:
- Сначала нужно продумать расположение и форму узоров на каждой стенке шкатулки, а также на крышке. Потребуется составить схематический чертёж.
- Затем изделие разлиновывают, рисуют ровные клетки со всех сторон.
- По клеткам составляют задуманный узор.
- Начиная с краёв, двигаясь к центру, узор нужно вырезать на каждой стороне шкатулки.
- В конце изделие шлифуют наждачной бумагой. Периодически сметая крошки специальной щеткой.
Изделия, которыми будут активно пользоваться, мастера покрывают лаком. Можно выбрать бесцветное покрытие или цветное, имитирующее натуральные оттенки других древесных пород.
С прорезной
Это сквозная резьба, где фон полностью удаляется с помощью лобзика, а узор остаётся.
Работа осуществляется в 4 этапа, которые можно рассмотреть подробнее на примере изготовления подставки для книг:
- Мастер подбирает эскиз, переносит его на бумагу и наклеивает поверх деревянной заготовки.
- Дрелью сверлит отверстия. Куда будет вставляться полотно лобзика. Затем выпиливает узор, удаляя фон.
- Шлифует изделие наждачной бумагой разной зернистости.
- Соединяет части подставки при помощи клея и покрывает цветным лаком.
Для изделий с прорезными узорами рекомендуется использовать древесину твёрдых пород.
Мастер-класс геометрической резьбы
Это один из самых популярных видов резьбы. Профессиональные резчики советуют начинающим мастерам использовать эту технологию для своих первых работ.
Какие инструменты и материалы потребуются:
- заготовка из древесины мягкой породы, например, липа;
- нож со скошенным лезвием;
- простой карандаш;
- ластик;
- линейка;
- циркуль;
- наждачная бумага мелкой зернистости.
Перед работой нужно осмотреть заготовку и отшлифовать её при необходимости.
Создание эскиза узора
Картинки для трафаретов можно скачать или нарисовать самостоятельно. Сначала заготовки делают на плотной бумаге, а потом переносят на подготовленную деревянную доску для резьбы. Чтобы трафарет не сгибался при обводке, его можно пропитать акриловым лаком и высушить.
Обводить шаблон нужно не спеша. Сначала провести все линии по контуру, затем выделить внутренний узор.
Вырезание узоров
Вырезать узоры нужно от края, постепенно продвигаясь к центру. Нож следует расположить под углом 45 градусов и слегка надавливать. Снимать слои нужно поочерёдно. Если не хватает сил, то можно давить 2 руками, главное, чтобы лезвие было расположено от резчика, а не наоборот.
В местах, где линии плавные, например, там, где есть окружности, резать нужно неглубоко. Лучше несколько раз пройтись по 1 месту, снимая 3-4 слоя поочерёдно, чем сделать резкое движение и испортить рисунок. Когда резьба будет окончена. Ластиком нужно удалить всю разметку.
Шлифовка и пропитка готового изделия
Готовую работу нужно отчистить от пыли и крошек специальной щеткой. Затем взять наждачную бумагу и аккуратно сточить все острые углы, убрать заусенцы. Если изделие планируется часто использовать (брать в руки, переставлять с места на место), то его нужно пропитать лаком в 2-3 слоя.
Для декоративных поделок, которые будут украшать комнату достаточно пропитки из восковой мастики.
Мастер-классы по созданию резных фигурок из дерева
Перед работой нужно подготовить все необходимые инструменты и материалы для разметки, резки и шлифовки. Изготовление любых деревянных фигурок начинается с черновой заготовки. Это грубый кусочек древесины, на котором делают отметки и начинают придавать угловатые формы. Все излишки снимать не нужно, достаточно срезать крупные углы и заусенцы.
Одна из самых популярных объёмных фигур, изготовление которой первым делом стараются освоить начинающие мастера – это медведь.
Чтобы изделие получилось красивым, необходимо соблюдать алгоритм действий:
- На ореховом бруске 10х5 см, толщиною 5 см, рисуют набросок будущей фигурки.
- Обрезают лишнее и делают грубую обработку при помощи ножа.
- Карандашом прорисовывают обратную сторону фигуры и её верхнюю часть.
- Стамесками разной толщины постепенно снимают несколько слоёв. С каждым разом толщина стружки должна уменьшаться.
- Маленьким ножом прорабатывают текстуру шерсти, формируют другие мелкие детали, зубы, глаза, когти.
- Шлифуют изделие мелкой наждачной бумагой, затем полируют и покрывают лаком.
Орех – это твёрдая древесина. Для первого опыта можно использовать сосну или липу.
Ещё начинающим часто интересны силуэты сидящих животных, например, лисы или кошки. Их можно изготовить по аналогии, с небольшими изменениями.
Порядок действий:
- Подобрать эскиз и перенести его на заготовку.
- Отпилить лишний материал.
- Произвести грубую обработку, соблюдая основные контуры.
- Затем приступить к проработке деталей. Нужно указать. Где у животного будут лапы, голова, туловище и хвост.
- Вырезать форму морды, обозначить расположение ушей.
- Зашлифовать изделие, чтобы его контуры стали мягче.
- С помощью небольших инструментов сделать детали более чёткими.
- Ещё раз отшлифовать работу мелкой наждачной бумагой.
- Маленьким ножом вырезать текстуру шерсти, обозначить глаза, зубы и другие мелкие детали.
В конце остаётся произвести финальную шлифовку и пропитать готовое изделие лаком.
Резьбе по дереву можно научиться за небольшие сроки. В процессе работы нужно следовать правилам безопасности, а также соблюдать алгоритмы действий последовательно. Начинающим мастерам помогут пошаговые мастер-классы и картинки с готовыми трафаретами.
Видео на тему: уроки резьбы по дереву для начинающих
Резьба по дереву для начинающих: