Каждый, кто имеет личное авто, рано или поздно столкнется с проблемой возникновения царапин на поверхности кузова. Когда царапины очень глубокие, или даже на машине имеются вмятины, наилучшее решение – это обратиться в автомастерскую, где специалисты качественно устранят повреждение. Однако если царапины небольшие, или имеются неглубокие потертости, их можно удалить самостоятельно, однако возникает вопрос, чем замазать царапины на машине? В этой статье рассматривается несколько вариантов наиболее популярных средств, позволяющих в домашних условиях ликвидировать крупные и мелкие царапины.
Полирование кузова
Когда на кузове авто имеются только потертости, затрагивающие слой лака (если их намочить, то они пропадают, но когда поверхность высыхает, потертости опять появляются), их можно полностью устранить в домашних условиях самостоятельно, для этого не потребуются большие финансовые вложения. Изготавливают специальные восковые пасты для полирования, кстати, многие автомойки предлагают услугу полирования совсем недорого, такая восковая паста наносится и растирается по поверхности кузова машины, в результате мелкие царапины полностью пропадают на некоторое время.
Благодаря нанесению воскового состава и полировки кузова, потертости исчезают, однако данную процедуру придется время от времени повторять. Такое полирование не следует путать с профессиональным полированием, при котором полностью удаляется верхнее лакокрасочное покрытие, в результате все потертости и царапины полностью устраняются. Такая полировка стоит достаточно дорого, однако в последующем ее не нужно повторять.
Разновидности внешних повреждений
Царапины на автомобиле бывают разной протяженности и глубины. В зависимости от этих факторов различают следующие их виды:
Такие повреждения поддаются выведению с помощью лишь одной полировки, так как при подобных дефектах задет только лаковый, поверхностный слой.
- Царапины с глубиной повреждения, достигающего основы лакокрасочного покрытия.
В случае со средней степенью повреждений без ремонта не обойтись, но исправить такие дефекты с помощью локальных действий возможно.
- Повреждения, достигшие металла, часто с деформацией детали авто и/или появлением ржавчины.
Самый тяжелый вид дефектов, при которых повредились слои лака, краски, грунта и даже металл, нуждаются в серьезном ремонте с предварительным выпрямлением покореженной детали и восстановлением слоя грунтовки.
Выясним как определить глубину царапин на двери или других частей автомобиля:
- Возьмите воду и тряпку.
- Налейте воды на поврежденную поверхность и протереть сухой ветошью.
- Внимательно посмотрите на царапину. Если она на некоторое время приняла цвет автомобиля, повреждение находится на лаковом покрытии. В этом случае можно обойтись простой полировкой кузова. Если при проведении манипуляций с водой цвет царапины неизменен, значит повреждение кузова глубокое, возможно до металла.
Карандаши для замазывания царапин
Чтобы ликвидировать царапины на кузове авто, выпускают специальные карандаши, они позволяют безо всяких усилий, очень быстро и легко замазать поврежденный участок на кузове машины. Важно помнить, что такие карандаши дают возможность замазать только те царапины, которые затрагивают верхнее лакокрасочное покрытие. Внутри такого карандаша содержится гелеобразный состав, именно он через стержень заполняет поврежденный участок. Для этого требуется несколько раз надавить на карандаш и провести им по кузову машины.
Перед тем как замазать царапину или потертость, обязательно нужно обезжирить поврежденный участок, благодаря чему гелеобразное вещество максимально прочно сцепится с поверхностью. Такие карандаши спасают ненадолго, ведь спустя определенное время вещество испаряется и стирается с кузова машины, поэтому обрабатывать поврежденное авто периодически придется снова и снова. Если посчитать, то покрасить авто будет стоить столько же, сколько и купить несколько карандашей.
Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски
Акция: удаление царапин от скребков со скидкой 50%!
Наименование | Стоимость |
Неглубокие (без повреждения слоя базовой краски), за один элемент | 500-1500 руб. |
Средние (затронувшие лакокрасочный слой), за один элемент | 1500-2500 руб. |
Глубокие (с повреждением металла), за один элемент | 3500-6500 руб. |
Рассчитать стоимость
Процесс удаления царапин с кузова автомобиля:
Если повреждение затрагивает лишь верхний слой лака и не коснулось грунта, его можно довольно легко устранить путем механической обработки ЛКП.
Первым делом машину нужно помыть и очистить от сложных загрязнений — удалить пятна битума, птичий помёт, следы бензина и т. д. Без этого приступать к удалению царапин на кузове автомобиля нельзя: полировка по грязной поверхности только навредит ЛКП. Именно поэтому важно оградить помещение от попадания туда пыли. В данном случае целесообразнее всего использовать профессиональную покрасочную камеру.
Затем при помощи специальной ленты ограждается граничащая с царапиной площадь. Её нужно защитить от случайного попадания туда полировочной пасты. Только после этого можно приступать к полировке кузова автомобиля.
В зависимости от глубины повреждения полировка проходит в два или три этапа. На каждом из них используются более мягкие насадки и пасты с более мелким зерном. Устранив основное повреждение, нужно убрать и более мелкие. Заканчивается процесс удаления царапин на автомобиле финишной полировкой.
Также после завершения ремонта царапин без покраски рекомендуется обработать автомобиль защитным составом. Это позволит закрепить результат и сохранить блеск на долгое время.
Полировкой выполняется ремонт царапин не только на кузове, но и бампере, дисках и даже фарах. Работа с пластиковыми деталями, впрочем, требует применения специальных паст и более тщательной финишной обработки.
Восковой карандаш
Данный вид карандашей используется достаточно давно, он позволяет очень легко и оперативно замазать царапину или потертость на поверхности машины. Восковые карандаши по сравнению с предыдущим вариантом карандашей стоят существенно дешевле, однако длительность их службы практически такая же. Приобретая восковой карандаш, важно учитывать цвет машины авто. Для машины черного цвета или какого-либо оттенка обязательно потребуется специально подбирать оттенок карандаша.
Восковые карандаши позволяют замазать совсем небольшие потертости и царапины, причем после нанесения вещество будет ненадолго маскировать поврежденный участок, и после первого мытья машины потертости снова станут видны, однако учитывая совсем небольшую стоимость восковых карандашей, операцию по восстановлению лакокрасочного покрытия можно совсем недорого повторять множество раз.
Флаконы с кисточками
Такие средства позволяют замазать царапину своими руками очень легко, причем емкости с кисточками подходят для удаления серьезных повреждений, даже когда лакокрасочное покрытие повреждено до металла. Состоят данные средства из специальных веществ, одним из которых является стекловолокно, оно позволяет устранить царапины, кроме того, флаконы с кисточками используются очень легко и просто. Еще одним их преимуществом является легкий подбор тона по каталогу цветов.
В составе данного средства специальные стекловолоконные компоненты, заменяющие грунтовку, поэтому вещество наносится очень легко и просто. Важно помнить, что спустя несколько лет оттенок машины слегка изменяется, поэтому родной цвет может не совпадать с авто каталогом. К отрицательным сторонам краски во флаконе относятся следующие:
- кисть достаточно тонкая, поэтому она, заполняя краской царапины, позволяет замазать только узкие повреждения;
- средство является одноразовым, оно высыхает очень быстро после открытия флакона.
Прежде чем замазать повреждение, важно качественно обезжирить поверхность.
Аэрозольные баллончики
В автомобильных магазинах можно встретить небольшие баллончики с краской, они очень похожи на пробники. Эти средства позволяют быстро и легко устранить царапины на кузове авто. Среди их преимуществ – возможность подбора оттенка по автомобильному каталогу, однако может возникнуть проблема, когда родной цвет машины изменяется спустя несколько лет. В таком случае придется подбирать оттенок, используя компьютерные программы. А чтобы качественно закрасить царапину на кузове авто, потребуется краскопульт и компрессор.
Чтобы потертости стали незаметными, необходимы определенные навыки и опыт, в этом деле важно неукоснительно соблюдать инструкцию по применению данного состава. Наносится краситель из таких аэрозольных баллончиков в теплом и чистом помещении, температура должна быть не меньше 15 градусов. Если состав распыляется на улице, то должна быть безветренная солнечная погода, лучше всего это делать летом.
Когда устранение царапин проводится в закрытом боксе, обязательно нужно использовать индивидуальные средства защиты – резиновые перчатки, очки и респиратор, они не помешают также и на улице. Одежда должна быть плотной, обязательно она должна закрывать все участки тела.
Как убрать глубокую царапину на машине
Чтобы избавиться от глубоких царапин на кузове, понадобятся такие материалы и инструменты:
- бумага наждачная (P1500 и P2000);
- грунтовочная масса (грунтовка);
- полироль;
- краска нужного тона (для получения точного цвета рекомендуется произвести компьютерную диагностику).
При эксплуатации автомобиля лакокрасочное покрытие кузова имеет свойство выцветать и стираться, поэтому цвет нового авто отличается от цвета бывшей в эксплуатации машины.
Перед проведением реставрационных работ нужно проверить, все ли материалы подготовлены. При наличии двухкомпонентной краски в случае металлика или особого перламутрового цвета авто смешайте краску с активатором в заданных на упаковке пропорциях.
Разберемся поэтапно как убрать глубокую царапину на машине своими руками:
- Удалите грязь с ремонтируемой поверхности, используя тряпки, воду, моющие средства и наждачную бумагу.
- Если появление царапины до металла сопровождалось образованием ржавчины, следует использовать наждачку для ее удаления. При наличии вмятин и прогибов металла это место предварительно следует ликвидировать с помощью специальной полиэфирной шпатлевки для автомобилей, слой которой не должен быть больше трех миллиметров. После высыхания вещества обработанное место повреждения следует тщательно затереть сначала крупнозернистой, а после — мелкозернистой наждачкой, делая незаметными перепады поверхности.
- На третьем этапе нужно обработать царапину грунтовкой. Замажьте повреждение кисточкой или распылителем.
- Дайте нанесенному грунтовочному слою высохнуть, отшлифуйте его.
- Поверхность обезжиривается.
- Нанесите приготовленную автоэмаль. Правильнее покрасить повреждение с помощью специального краскопульта.
- Ремонт царапин на автомобиле предполагает наложение двух-трех слоев краски с временным интервалом в полчаса.
- Дождитесь полного высыхания наложенного слоя автоэмали. Это занимает около 24 часов.
Как правильно устранять царапины
Чтобы замазать царапины при помощи карандаша, баллончика или флакона с кисточкой, важно придерживаться следующей очередности действий:
- поврежденный участок зачищается мелкой наждачной бумагой, благодаря этому устраняется коррозия, ржавчина и загрязнения;
- царапины обезжиривают при помощи антисиликона, и безворсовой тряпкой устраняется пыль. После обработки увлажненной тряпкой поверхность авто должна просохнуть в течение 10-15 минут;
- если царапины на поверхности машины очень глубокие, чтоб их замазать потребуется использовать специальную автомобильную шпаклевку, которая наносится на очищенную поверхность. Шпатлевание осуществляется при помощи шпателя, состав наносится тонким слоем, обычно он высыхает в течение получаса, после чего зачищается мелкозернистой наждачной бумагой. При необходимости шпаклевка наносится повторно, главное чтобы поверхность стала идеально ровная и гладкая;
- после высыхания шпаклевки наносится грунтовочный состав небольшим слоем, важно наносить грунт таким образом, чтобы он не попадал на старый лакокрасочный слой. Обычно грунт высыхает 30-60 минут;
- поверхность обезжиривается;
- краситель наносится из флакона или баллончика первым слоем. Важно следить, чтобы состав ложился тонким равномерным слоем без подтеков. После нанесения краска должна полностью высохнуть, время высыхания будет указано на этикетке или в инструкции;
- когда первый слой высохнет, можно приступать к покраске вторым слоем, который наносится аналогично первому покрытию;
- если авто окрашено металликом или перламутровым цветом, после замазывания царапин необходимо нанести лак нетолстым слоем, он обычно высыхает в течение получаса, лучше дать ему высохнуть в течение пары часов;
- после замазывания потертостей и царапин восстановленный участок полируется восковым составом, лучше всего растирать его специальной полировочной машиной. Рекомендовано обратиться за помощью в автомастерскую или автомойку, где специалисты недорого отполируют поверхность кузова авто, чтобы она не ржавела.
Итак, существует несколько вариантов, как можно замазать царапины на машине, это можно сделать специальным карандашом, восковой полиролью, флаконом с кисточкой, или используя аэрозольный баллончик. Если соблюдать инструкцию изготовителя, то восстановленный участок будет выглядеть привлекательно в течение длительного периода времени.
Как убрать царапины с диска автомобиля
Очень сложно сохранить колесные диски в первозданном состоянии продолжительное время, хотя многие водители действительно пытаются это сделать.
Именно колесные диски постоянно подвергаются негативным воздействиям окружающей среды, приходя в негодность и портя внешний вид машины. Негативное воздействие окружающей среды становится причиной появления царапин, сколов и трещин. Водители, которые хотели бы самостоятельно восстановить первозданный вид колесных дисков, должны помнить несколько нюансов.
Особенности ремонтных работ. Для восстановления покрытия и удаления царапин необходимо предварительно изучить природу их возникновения. Так, с некоторым дисками работа более трудоемкая и тяжелая, чем с их аналогами.
Отлично ремонтируют автомобили, выпущенные в Америке, Японии, а также европейских странах. Все дело в том, что они отличаются хорошим качеством метала, который используется для создания дисков в том числе. Существует несколько вариантов работ, необходимых для возобновления первозданного вида изделий. В зависимости от того, какой способ будет выбран, водители приобретают дополнительные расходные материалы.
Окраска и полировка. Для того, чтобы произвести окраску и полировку колесных дисков, нужно, прежде всего, подготовить их к выполнению работ. Справиться с небольшими царапинами можно самостоятельно. Для этого подойдет обычная автомобильная краска и полировка, предназначенная специально для колес.
Восстановить диск от царапин можно прямо в гараже, покрасив его в соответствующий цвет. В данном случае порошковая методика не совсем подходит. Все дело в том, что они больше других элементов кузова подвергаются взаимодействию с водой, из-за чего портятся.
Нюансы. Основным нюансом является то, что если водители не умеют выполнять подобные работы, то лучше всего им этого не делать. Неправильно выполненную работу сразу видно, и она бросается в глаза, удивляя окружающих и заставляя задуматься на тему того, как не красиво выглядит машина.
Глубокие царапины нужно неоднократно обрабатывать прежде чем красить и полировать диски. На это требуется несколько больше времени и сил. Торопиться в этом случае точно не стоит, учитывая, что важно именно качество, играющее важную роль при выполнение данной работы.
Паста. Одним из альтернативных вариантов является эпоксидная паста, которую можно использовать для осуществления ремонта колесных дисков. Пользоваться ей довольно легко. Самое главное подобрать подходящий цвет и фактуру, которая может полностью заделать царапины и сколы.
При выполнение работ с пастой, выполняются следующие шаги: очищение, ошкуривание и обезжиривание. Это позволяет добиться ровной поверхности без каких-либо неприятных последствий в виде неаккуратных швов.
Полнейшая обработка диска проводится после того, как эпоксидная паста хорошо высохнет. Если слой слишком большой, на высыхание понадобится определенное время.
Заключение. Восстановление колесного диска полностью зависит от того, насколько сильно он поврежден. Это играет важную роль и нужно обязательно учитывать тот момент, что если диск слишком поврежден, то использовать его полноценно будет просто невозможно в дальнейшем, а значит, проводить восстановление просто бессмысленно.
Металлические входные двери часто подвергаются различным механическим воздействиям, которые оставляют следы в виде царапин и существенно портят внешний вид изделия. Наиболее частыми причинами являются попытки быстро попасть ключом в замочную скважину, транспортировка тяжелых грузов (поднятие мебели или техники соседями) или неаккуратный монтаж изделия. Любая царапина влечет за собой не только снижения эстетичного вида двери, но и становится причиной коррозии металла, поэтому их необходимо удалять.
Повреждения металлической части
Стоит понимать, что чем старее царапина, тем сложнее будет ее убрать. Поэтому дверь входная должна периодически осматриваться и сразу же все дефекты должны быть удалены. В случае глубокой царапины на металлической части необходимо:
- Очистить место повреждения щеткой с неметаллической щетиной и обезжирить растворителем.
- Заполнить пустоты шпаклевкой для металла (подходит автомобильная) в цвет двери.
- Дать материалу высохнуть и после этого с помощью мелкой наждачной бумаги зашлифовать место повреждения.
- Покрасить участок в 2 слоя аэрозольной краской, которая не оставляет потеков. Можно предварительно прогрунтовать поверхность.
Если же повреждения поверхностные, то тут может помочь один из следующих методов:
- Использовать метод холодной сварки – в строительных магазинах продается специальная мастика, которой можно обработать место повреждения, а после просто прокрасить его в цвет изделия.
- Просто хорошо зашлифовать царапины специальной машинкой (можно использовать мелкую наждачку), обработать грунтовкой и покрасить.
- Обработать царапины силиконовой смазкой – она заполняет пустоты и сливается с покрытием благодаря своей прозрачности. Такой метод станет отличной профилактикой коррозии металла.
Независимо от метода следует крайне тщательно подбирать краску в тон всего изделия. Особенно сложно это сделать, если дверь покрыта порошковой краской – место повреждения будет все равно выделяться.
Повреждения декоративных элементов
Двери в Клину из металла часто отделываются декоративными деталями – МДФ-панелями, винилискожей и ламинатом. Их повредить проще, чем металлическую часть, но и царапины с них убирать проще всего. Метод будет зависеть от материала элемента:
- Деревянные вставки–повреждения убираются с помощью специальных восковых карандашей. Следует провести по царапине, заполнив ее воском и мягкой тканью отполировать.
- Кожаные детали –для ремонта можно приобрести в строительном магазине жидкую кожу, которую надо нанести и равномерно распределить по повреждениям. Используют вместо специального средства и подручные: прозрачный лак для ногтей, воск и каучуковый клей – все зависит от степени повреждения.
Купить входную дверь не сложно, намного труднее сохранить ее эстетический вид. Компания «Клинские двери» предоставляет все услуги по ремонту входных дверей, от замены фурнитуры до полной смены обивки.
Возврат к списку
30.12.2019
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Реальные поводы для полировки лобового стекла автомобиля
- Чем можно отполировать стекло
- Как отполировать лобовое стекло своими руками
- Нюансы полировки лобового стекла
- А может, лучше заменить стекло
- Что думают автовладельцы про полировку лобового стекла
Изучив восторженные отзывы других автолюбителей, многие задаются вопросом, как отполировать лобовое стекло и удалить все потертости и царапины. Некоторые владельцы авто, не до конца разобравшись в вопросе, начинают экспериментировать самостоятельно и вскоре видят, что результата нет или стекло пришло в негодность.
В данной статье подробно разберем, что такое полировка стекла, в каких случаях она помогает, а когда лучше отказаться от данной затеи. Подробно перечислим простые и специальные средства для полировки, объясним технологию работы.
Как убрать царапины с лобового стекла автомобиля своими руками
Полировка окон – это способ удалить с их поверхности риски, потертости и прочие мелкие дефекты, мешающие обзору. Интерес к операции особенный: это единственная альтернатива замене ветрового стекла, за которую требуют свыше 10 000 рублей при условии использования китайского дубликата. Однако лишиться оригинала из-за банальных затертостей, оставленных дворниками – не лучший исход, как минимум из-за потери стоимости автомобиля за три года – ликвидный период сбыта. Полировать можно и нужно, но помогает это не всегда и не всем.
Какие «царапки» можно удалить полировкой
Природа происхождения таких «царапок»: движение грязных щеток стеклоочистителей по сухой поверхности, ручная мойка и пескоструй. Уже полосу от скребка, увы, удалить этим методом практически невозможно.
Правило. Проведите пальцем по дефектной зоне окна. Если риска практически не ощутима, полировка наверняка будет к месту. Если это глубокий скол от камня, планируйте покупку нового стекла, «танцы с бубнами» не помогут.
Чем удалить царапины на лобовом стекле автомобиля своими руками
Основной расходник – это полироль. Идеально, если это будет паста на основе диоксида церия:
- Порошок Фторопол (100 г – 800 рублей).
- CeriGlass от CarPro (150 г – 1 200 рублей).
Зубная паста малоэффективна, а универсальный состав ГОИ тут не подойдет. Дело в том, что при сильном вдавливании она оставляет мутный след. Для стекол это недопустимо. Еще автолюбители практикуют алмазную пасту и состав для полировки CD, но реальных доказательств в виде фото нет.
К сведению. На «лобовуху» потребуется 30-50 г полировочного состава.
Что нужно приготовить для реставрации?
Возможно использование электрической дрели с регулятором оборотов, но полировать ней не совсем комфортно. Помимо электроинструмента нужно подготовить следующие материалы и приспособления:
- Пленка ПЭТ для защиты кузова от абразивного материала.
- Жидкость или средство для удаления остатков пасты.
- Полировочные пасты и полироль.
- Микрофибровые салфетки.
- Полировальный круг 3М.
- Пульверизатор для воды.
- Малярный скотч.
- Маркер.
Материалы для полировки
Мелкие царапины на стекле авто и как убрать их эффективно – вот, чем заняты мысли любого, уважающего себя, автомобилиста. Нужно отметить, что немаловажную роль здесь играют пасты и полироли, ведь правильно подобранный продукт способствует качественной реставрации. В качестве материала для обработки на первом этапе специалисты рекомендуют:
- Паста CeriGlass от Carpro – имеет сбалансированную формулу на базе оксида церия и керамики. Рассчитана на работу с полировальным кругом или в ручную с помощью аппликатора, который имеется в комплекте. Цена – около 1 700 рублей.
- Порошок Фторопол – содержит диоксид церия в твердой смеси оксидов. Приводится в рабочее состояние путем добавления воды и размешивания до консистенции сметаны. Упаковка весом 100 грамм стоит 755 рублей.
- Паста ГОИ №1 и №2 – твердый состав темно-зеленого цвета на основе оксида хрома. Некоторые мастера предпочитают разбавлять пасту в нескольких каплях машинного масла в целях увеличения эффективности работы. Цена материала от 300 до 500 рублей за килограмм.
Итого
Крупные сколы и царапины на стекле не удалить – только замазать с перспективой замены дефектного окна. Мелкую паутину и потертости от дворников можно убрать полировальной пастой на основе церия.
Приступать к работе можно при условии, что исходное состояние окна хорошее: глубоких «царапок», ощущаемых пальцем и ногтем, практически нет. Операцию лучше производить полировальной машинкой, потренировавшись на неответственных стеклах.
Рабочие материалы должны быть чистыми, без различных крупинок и песчинок, иначе результат будет прямо противоположным. Времени лучше взять в запас. Если речь идет о полировке 100% поверхности лобового окна, то потребуется порядка 4-5 часов. Сюда включена чистка, мойка и уборка.
Исправление на СТО
Самым простым и надежным способом избавиться от царапин на машине будет обращение к профессионалам. Они уберут даже глубокие повреждения и сделают стекло кристально чистым.
Локальная полировка обойдется в 1000 рублей, а полная – примерно в 4 тысяч. В дополнение к отличному результату можно получить гарантию на выполненную работу. Если же состояние стекла очень плохое, его придется заменить на новое, что стоит недешево.
Несмотря на выбранный метод шлифовки стекла, необходимо быть очень осторожным. Стоит поспрашивать у знакомых о самой лучшей мастерской или проделать работу самому, купив качественные инструменты и средства.
Как удалить царапины на лобовом стекле от дворников
Царапины от дворников неизбежно появляются на лобовом стекле любого автомобиля в процессе его эксплуатации. Избежать этого практически невозможно, так как лобовое стекло при движении постоянно контактирует с абразивными частицами, находящимися в воздухе (песок, пыль, лед и пр.).
Как правило, такие дефекты возникают из-за взаимодействия абразивных частиц с дворниками автомобиля, с помощью которых водитель очищает лобовое стекло машины от загрязнений. Поэтому конфигурация царапин от дворников, возникающих на лобовом стекле, почти всегда повторяет траекторию движения автомобильных стеклоочистителей. В отдельных случаях царапины на лобовом стекле появляются и по вине водителя, который может:
- неаккуратно протереть стекло сухой грязной тряпкой;
- вовремя не устранить неисправности дворников и их привода;
- не заметить, что под резинку стеклоочистителя попал посторонний предмет.
Когда царапин от дворников на лобовом стекле автомобиля становится достаточно много, они начинают ограничивать обзор, особенно в яркую солнечную погоду и ночное время суток. Солнечные лучи и свет фар встречных автомобилей бликуют и искажают картину на дороге. Кроме того, сильно устают глаза водителя . В таких условиях вождение автомобиля становится опасным.
Устраняются царапины от дворников двумя способами:
- Заменой лобового стекла.
- Полировкой поврежденных участков.
Устранить дефекты без замены лобового стекла можно на специализированных СТО или самостоятельно. Характерно, что последовательность проведения работ и применяемые инструменты и материалы при этом практически одинаковы.
Классификация царапин на ветровом стекле авто и как их убрать самостоятельно?
Основная причина дефектов стеклянной поверхности – это воздействие абразивных частиц в виде песка и мелких камней. Немаловажное значение имеет использование на мойках жесткой воды и моющих средств низкого качества. Еще одна причина повреждений кроется в применении скребка при чистке снега или льда на холодной плоскости.
Практика эксплуатации автотранспорта демонстрирует тот факт, что основная часть микроцарапин происходит от дворников, и находится в зоне их работы. Чтобы определиться, чем и как удалить царапины на лобовом стекле автомобиля, в среде специалистов существует спецификация дефектов на стеклянной плоскости:
- Незначительные, глубиной от 50 до 200
микрон – реставрация поверхности выполняется мелко-абразивным кругом или войлочным кругом с использованием паст на базе оксида цинка и марганца. - Средние, глубиной 200-300
микрон – дефекты устраняются средне-абразивными компонентами на основе оксида железа и диоксида циркония. - Крупные, глубиной свыше 300
микрон – устраняются полировкой с использованием крупноабразивного круга и паст с крупным зерном на базе оксида церия и хрома.
Первая в списке категория дефектов, так же как и ремонт царапин кузова , вполне по силам даже начинающему автомобилисту. Однако сразу нужно настроиться на 3-4 часа работы. И все же, стоимость нового ветрового окна несравнима с затратами на полироль и потраченным временем.
Технология: как удалить неглубокие царапины на лобовом стекле автомобиля своими силами?
Подготовительная стадия включает тщательную мойку и сушку стеклянной плоскости. Затем определяются участки, которые будут обрабатываться, и маркером с внутренней стороны салона делаются пометки. В заключение машину накрывают ПЭТ-пленкой, а на месте окна делается вырез, с фиксацией малярным скотчем. Дальнейшие процессы выполняются по следующей схеме:
- Нанести пасту на определенный участок и на насадку полировальной машины. Сразу брать большую площадь в обработку не стоит, так как полироль высыхает и утрачивает свойства.
- Перед тем, как убрать неглубокие царапины на стекле авто, в пульверизатор нужно набрать воды. Ее следует добавлять в места, где происходит нагрев плоскости. Таким способом удастся избежать появления линз.
- Привести в действие полировальную машину и на оборотах 800-1000 об/мин без сильного нажима начинать плавные движения поступательного характера. Постоянно контролировать нагрев стеклянной поверхности.
- При переходе на следующий участок следует обеспечить перехлест на границе с обработанным районом. Долго держать круг на одном месте нельзя, обязательно нужно контролировать положение насадки – она должна находиться под углом 5° к плоскости стекла.
- После окончания работы остатки пасты смыть, а окно полностью вымыть. Проверить результаты реставрации и при необходимости повторить полировку.
Удаление царапин
Полностью устранить царапины и потертости на лобовом стекле достаточно сложно. Связано это с тем, что все царапины имеют разную глубину, причем 5-10 царапин, как правило, имеют большую глубину и для их удаления необходимо увеличивать время полировки. Собственно процедура ликвидации царапин включает в себя две операции:
Процесс полирования применяют при устранении мелких, сравнительно неглубоких царапин. Для того чтобы избавиться от глубоких царапин используют более сложный технологический процесс — мокрое шлифование стекла.
Самостоятельно в условиях гаража можно осуществить только устранение мелких царапин, тщательно отполировав лобовое стекло авто:
Инструменты и материалы
Приступая к полировке лобового стекла, необходимо подготовить нужные расходные материалы и инструменты. В их число входит:
- машинка полировальная с числом оборотов не более 1500 об/мин;
- паста полировальная с размером зерна не больше 0,5 мк («Гои», «Крокус», «Полярит»);
- опрыскиватель;
- круги полировальные;
- очиститель стекол;
- маркер легкосмывающийся;
- скотч малярный;
- пленка полиэтиленовая;
- средства индивидуальной защиты.
Подбор полировальной пасты также имеет большое значение. Использовать можно только пасты, предназначенные для полирования. Пасты, которые применяют при шлифовке, не подходят. Их использование может привести к появлению неровностей, что в дальнейшем затруднит водителю обзор.
Требования к помещению
Качество выполненных работ по устранению царапин на лобовом стекле автомобиля не в последнюю очередь зависит от помещения, в котором они проводятся.
Помещение, в котором будет осуществляться полировка, должно быть оборудовано:
- надлежащим освещением, при котором можно будет обнаружить самые мелкие царапины на поверхности обрабатываемой детали и оценить результат проделанной работы;
- мощной вентиляцией, способной обеспечить отсутствие пыли на рабочем месте.
Подготовительные работы
Перед тем как приступить непосредственно к процессу полирования, нужно выполнить несколько подготовительных операций:
- С помощью специального средства для очистки стекол тщательно вымыть лобовое стекло, а затем хорошо его высушить.
- Используя дополнительный источник света внимательно осмотреть стекло под разными углами. Обозначить маркером места, где есть царапины.
После выполнения подготовительных работ можно приступать непосредственно к полировке лобового стекла.
Полировка лобового стекла
Полировка лобового стекла осуществляется в следующем порядке:
- Наносят полировальную пасту на полировальный круг (насадку) и на лобовое стекло в месте, где есть царапины. Пасту наносят на стекло с помощью той же насадки, которой будет проводиться полировка.
- Обработанное пастой место смачивается водой из пульверизатора, после чего приступают к полировке. Обрабатывать нужно небольшие участки стекла, размеры которых не должен превышать 30х30 см. Нанесенную пасту необходимо регулярно смачивать водой, не давая ей засохнуть.
- Закончив полирование одного участка, нужно убрать остатки нанесенной пасты, промыть место полировки и внимательно его осмотреть с помощью дополнительного источника света. Если царапины исчезли, то можно переходить к следующему участку.
- В случае когда царапины убрать не удалось, процесс полировки повторяют до тех пор, пока лобовое стекло не станет чистым и прозрачным.
- Закончив полирование всех отмеченных участков, проверяют качество выполненных работ. Для этого, выключив общее освещение помещения, на лобовое стекло направляют яркий источник света (имитация света фар встречного авто) и осматривают его изнутри под разными углами. Если при этом выявить царапины не удается, значит, работы выполнены качественно.
Чем можно отполировать лобовое стекло
Чем отполировать лобовое стекло? Использовать можно как специальные составы, если нужная паста есть в продаже, а ваш бюджет не ограничен, так и народные средства, если вы хотите сэкономить на полировке стекла. В этом случае поможет даже паста для чистки зубов. Однако все же рекомендуется купить специальное средство, предназначенное для профессиональной полировки стекла. Существует множество разновидностей полиролей, у каждой из них есть плюсы и минусы. Поэтому, прежде чем покупать пасту, следует изучить ее свойства и параметры.
1. Паста ГОИ
Чаще всего ее применяют владельцы авто, когда хотят отполировать лобовое стекло своими руками. Стоимость ее небольшая по сравнению с профессиональным составом. Однако конечный результат полировки получается вполне удовлетворительный. Паста ГОИ зернистая, причем зерна могут быть больше или меньше:
- наиболее крупные зерна 4-го размера, с помощью такой пасты можно устранить выбоины и крупные царапины на стекле;
- зерна 3-го размера: эта паста подходит, когда поверхность потертая, мутная, матовая. Используйте такую пасту ГОИ, если хотите отполировать лобовое стекло до прозрачности;
- зерна 2-го размера: данная паста применяется, чтобы сделать стекло гладким и ликвидировать небольшие царапинки.
Рекомендуем
«Как отмыть лобовое стекло чисто и без разводов» Подробнее
2. Зубная паста
Как отполировать лобовое стекло от царапин своими руками? Наиболее популярное средство среди автовладельцев – это паста для чистки зубов. Результат полировки будет точно такой же, как и при использовании дорогостоящих составов, но при этом вам удастся сэкономить.
Какая зубная паста подойдет для этой цели? Она не должна содержать каких-либо особых добавок, чтобы не испортить стекло. Рекомендуется выбирать отбеливающие составы, чтобы повысить эффективность полировки.
3. Специальное средство для полировки стекол автомобиля
В автомагазинах продаются специализированные составы, с помощью которых можно отполировать лобовое стекло. Они обладают разными свойствами, качество и стоимость также отличаются в зависимости от марки. Все составы подразделяются на несколько типов:
- защитные пасты. Если вы хотите не просто отполировать стекло, но и защитить его от появления трещинок и потертостей, то стоит выбирать именно такой состав, ведь он образует на поверхности защитную пленку;
- оптические составы содержат микроскопические частички, заполняющие повреждения на стекле;
- абразивные пасты позволяют снять с поверхности поврежденный слой.
В зависимости от состава полироли также подразделяются на несколько видов:
- на основе тефлона. Обладают защитными свойствами, предотвращают появление глубоких царапин. Наносить такую пасту следует как на само повреждение, так и на все стекло целиком;
- восковые составы, их защитные свойства несколько хуже, однако и стоимость состава меньше.
Чтобы отполировать лобовое стекло автомобиля от царапин, вы можете купить любую из вышеперечисленных полиролей. Их можно использовать в домашних условиях. Однако стоимость таких составов будет значительно выше, чем цена на пасту ГОИ либо зубную пасту. Следует отметить, что полироли на восковой основе ненамного лучше отполируют стекло, чем народные средства. Поэтому, если ваш бюджет неограничен, рекомендуется применять пасты на основе тефлона. Они защитят поверхность от микроповреждений.
Каким профессиональным средствам доверяет большинство автовладельцев, чтобы отполировать стекло? Перечислим наиболее популярные:
- паста 3М 60150. Используется, чтобы ликвидировать небольшие трещинки, налет, микроцарапины. Визуально состав представляет собой жидкость белого цвета вязкой консистенции. В пасте не содержится агрессивных компонентов;
- алмазные составы. В них могут быть зерна разного размера. Чтобы отполировать стекло алмазной пастой, потребуется фетр либо круг из войлока. Прежде всего следует нанести крупнозернистую пасту, затем состав с зернами среднего размера, потом мелкозернистую полироль. Цвет упаковки указывает на зернистость состава;
- полировальный состав TurtleWax. Данный бренд принадлежит известной фирме, выпускающей различные средства для ухода за автомобилем.
Используйте любое из вышеперечисленных средств, чтобы отполировать лобовое стекло самостоятельно.
Как легко избавиться от полос на лобовухе — дедовский способ ремонта дворников
Одной из распространенных проблем для водителя является раздражающие полосы на лобовом стекле. Получаются они потому, что стеклоочиститель начинает не справляться со своей работой в полном объеме, отсюда и следы грязи и воды, а также царапины. Следствие – снижение видимости дороги, повышения раздражительности у водителя.
Но не нужно спешить бежать в магазин за новыми щетками и заменять стеклоочистители. Есть другие методы, которые позволят сэкономить автолюбителям деньги.
Описание процесса
Как полировать стекла? Эта несложная процедура требует старания и внимательности.
Абразивный состав нанести на фетровый круг и на стекло (точечно). После того, как смесь впитается в фетр, можно полировать стекло. Полировочный инструмент выставляется на небольшие обороты, а движения должны быть плавными, прямолинейными и непрерывными. При этом необходимо следить за работой круга – его торможение свидетельствует о том, что паста начинает подсыхать, поэтому обрабатываемое стекло автомобиля следует смочить водой.
Для оценки результата рекомендуется периодическое снятие пасты салфеткой или бумажным полотенцем. Эффективность проведенной работы можно оценивать не только снаружи, но и изнутри салона. При выявлении недостатков весь процесс можно повторить.
Почему появляются раздражающие полосы
Царапины на лобовом стекле могут появляться из-за того, что дворники работают некорректно. Так, траектория щеток идеально совпадает с контуром дефекта.
Царапает стекло абразивный материал, ведь «лобовуха» не может оставаться всегда идеально чистой. На нее всегда оседают пыль, налипает грязь, песок, а в холодное время года – лед и снег.
Во время работы стеклоочиститель попросту растирает такие частицы по стеклу, тем самым царапая его, оставляя на нем крохотные, но такие раздражающие бороздки. Автолюбитель тоже может «помочь» усугубить ситуацию, если станет тереть стекло сухой и грязной тряпкой, или же запамятует почистить подвижные щетки.
И вот лобовое стекло поцарапано, видимость его уже не стопроцентная, а это подвергает водителя опасности. Да и просто такое стекло будет выводить автолюбителя из себя.
Тут можно дать небольшой совет: на ночь снимать щетки – это отличный способ от обледенения и хорошая защита износа пружины.
Как избежать ошибок?
Не только новички, но и бывалые автолюбители-экспериментаторы порой совершают необдуманные поступки, в результате которых отполированная поверхность требует помощи специалистов, а то и замены. Поэтому следует знать:
- полировка лобового стекла при помощи зубного порошка недопустима. Этот метод хорош для фар, имеющих толстую поверхность. Качественно отполировать лобовое стекло этим способом невозможно – подобная неделикатная обработка поспособствует увеличению количества царапин;
- паста ГОИ, информацией о которой пестрят Интернет-ресурсы, не всегда подходит для работы со стеклянными поверхностями автомобиля. Существует несколько видов этого средства, и, применив неправильное, можно добиться эффекта микролинз, что поспособствует быстрому уставанию глаз водителя;
- все хорошо в меру, в том числе и усердие. Слишком сильное давление при работе со шлифмашинкой приводит к обратному результату. Поэтому лучше потратить больше времени на мягкую и деликатную полировку;
- в процессе работы необходимо следить, насколько интенсивно нагревается полируемое стекло, поскольку при перегреве оно, скорее всего, лопнет.
Если процедура выполняется автовладельцем впервые, то лучше предварительно потренироваться на другом стекле. В любом случае, волноваться за окончательный результат нужно только при применении крупнозернистой пасты, когда последствия могут быть существенными. В ином случае самое худшее, что может получиться – это неполное восстановление гладкости поверхности автостекла.
Как отремонтировать дворники за 2 минуты
Если проблема кроется в плохой эластичности пружины, то есть хороший и недорогой способ исправить ее. Необходимо удалить один виток пружины с помощью специального инструмента: ножниц по металлу, кусачек или ножовки.
В таком случае водитель сэкономит себе деньги, пружина станет эластичной, а щетки будут работать, как швейцарские часы. И что главное – не будут оставлять борозды на лобовом стекле.
А что же касается уже существующих полос, то их можно самостоятельно отшлифовать.
Для этого нужно приобрести полировальную машинку (это будет самой дорогостоящей покупкой) с частотой вращения в 1500 оборотов, хорошую полировочную пасту с абразивом не более 0.5 мк, прозрачную пленку, малярный скотч, микрофибру и пульверизатор. Руки стоит защитить перчатками.
Для начала необходимо помыть автомобиль, уделить внимание стеклам. Далее накрыть машину пленкой, используя скотч, но оставить место полировки без пленки.
Далее нанести пасту и полировать специализированным кругом, равномерно проходя по всей поверхности. Паста засыхает – увлажнить водой с помощью пульверизатора. После завершения работ смыть пасту.
Если все хорошо – вымыть стекло очистителем, пройтись микрофиброй. Нужно все делать очень аккуратно.
На СТО местная полировка будет стоить примерно тысячу рублей, а вот полная обойдется в четыре тысячи.
Но обратившись к мастеру, водитель гарантировано получит хороший результат, что в самостоятельной полировке гарантировать нельзя.
Не стоит откладывать решение такой проблемы надолго, ведь смена погоды, наледь, снег или дождь – и частые остановки для того, чтобы протереть лобовое стекло, гарантированы. А за городом – так и подавно.
Что необходимо для полировки?
Полировкой называется процесс, при котором со стеклянной поверхности снимается тончайший слой в несколько микрон.
Важно не путать эту процедуру с таким понятием как шлифовка. Если отшлифовать стекло, то реставрации оно уже не подлежит и потребуется полная его замена.
Инструменты для эффективной полировки стекла автомобиля от царапин можно без проблем приобрести в любой специализированной торговой точке. Это:
- полировочная машинка (на крайний случай сойдет и обыкновенная электродрель);
- фетровый полировальный круг;
- абразивная паста или порошок для автостекла. Стоит отдавать предпочтение мелкозернистым средствам, поскольку они являются более безопасными. Абразивы с высокой фракцией можно приобретать лишь при наличии опыта такой работы. При наличии особых загрязнений (налета, кислотных пятен) лучше приобрести состав для устранения подобных дефектов;
- полиэтиленовая пленка или любой другой удобный материал, которым можно будет накрыть машину;
- жидкость для очистки стекол;
- маркер для пометки участков с дефектами;
- скотч;
- пульверизатор с водой;
- чистая ветошь и мягкие салфетки.
Полировка автомобильных стекол является необходимой процедурой, позволяющей избавиться от мелких дефектов
Полировка стекла от царапин, в каких случаях можно делать самому и когда обращаться к мастеру
Полировку лобового стекла автомобиля можно выполнить самостоятельно или в автосервисе. Если царапины появились вследствие работы дворников, то справиться с проблемой можно в домашних условиях. Большие царапины и сколы на лобовом стекле смогут удалить только специалисты.
Чтобы определить, глубокая царапина или нет, достаточно провести по стеклу ногтем, если он цепляется за неё, значит, она глубокая.
Причины помутнения лобового стекла и появления на нём мелких царапин:
работа дворников, когда под них попадает песок;камешки, попадающие на стекло во время движения;неправильная очистка стекла от наледи;неправильное мытьё автомобиля.
Наличие мелких повреждений на лобовом стекле приводит к появлению следующих проблем:
- ухудшается видимость, поэтому водитель больше напрягает глаза и от этого они быстрее устают;
- существующие дефекты отвлекают внимание, что негативно влияет на безопасность движения;
- в ночное время свет от фар встречных авто рассекается неравномерно, а это создаёт дискомфорт для водителя и пассажиров;
- внешний вид авто становится менее привлекательным, особенно, если следы от дворников чётко видны на стекле.
Процесс восстановления
Чтобы удалить царапины с лобового стекла автомобиля, нужно использовать специальные составы от компании 3М и оксид церия.
Для приготовления пасты нужно смешать оксид с водой и перемешать. Кашица наносится на полировочный круг и полируется на низкой скорости.
Пошаговая инструкция для восстановления прозрачности стекла своими руками:
- Очистить лобовое стекло, боковое и заднее остекление от загрязнений.
- Оклеить скотчем уплотнители.
- Нанести оксид в разведенном состоянии на круг.
- Полировать поверхность, не задерживаясь на одном месте во избежание перегрева.
- Убедиться в отсутствии помутнений и царапин.
- Заменить круг и выполнить окончательную полировку антиголограммной пастой от 3М.
- Помыть щиток, удалить скотч.
После полировки автомобиль можно эксплуатировать в обычном режиме. При появлении бликов от фонарей или фар требуется сделать повторный проход составом 3М.
Чистое и прозрачное лобовое стекло не только положительно влияет на внешний вид машины, но и не отвлекает водителя при вождении. За услугу восстановления стекла в специализированном сервисе потребуют от 2 до 6 тысяч рублей, в зависимости от сложности работ. Эти деньги можно сэкономить, выполнив работу самостоятельно и получив новый опыт.
Как убрать царапины с лобового стекла автомобиля
Есть несколько проверенных способов, которые позволяют в домашних условиях убрать мелкие царапины и помутнения на лобовом стекле. Справиться с работой можно самостоятельно при помощи подручных средств.
Восстановление лобового стекла происходит благодаря его полировке. Существующие варианты между собой отличаются только используемым для этого материалом.
Для проведения работ понадобится:
- шлифмашина или дрель с возможностью регулировки оборотов. Болгарку использовать не рекомендуется, так как она работает на очень больших оборотах;
- войлочный круг;
- полировальная паста или её народный заменитель;
- пульверизатор с водой;
- маркер, с его помощью отмечаются проблемные места;
- мягкая тряпка;
- малярный скотч. С его помощью защищаются места, которые не надо полировать.
Зубная паста
Можно попробовать решить проблему при помощи зубной пасты. Для этого надо брать ту, что имеет отбеливающий эффект, так как в ней есть абразив. Применение современных гелевых зубных паст для полировки лобового стекла будет неэффективным.
Зубная паста наносится на ватный тампон и круговыми движениями втирается в повреждённое место. После этого стекло хорошо промывается. Такой метод поможет справиться только с очень незначительными повреждениями и потёртостями.
Мелкая наждачка
Если полировка при помощи зубной пасты для достижения результата требует много сил и времени, то с наждачной бумагой, наоборот — можно легко перестараться.
Для этого надо использовать самую мелкую и мягкую наждачную бумагу. Работать необходимо аккуратно. Если на неё сильно надавливать или долго водить на одном месте, то возникает риск появления новых царапин или углублений. Это приводит к изменению кривизны стекла, и оно будет выглядеть хуже, чем небольшой скол.
Процесс полировки стекла наждачной бумагой требует много сил и времени. Для этого используют наждачную бумагу мелкой фракции от 600 до 2500. Начинают работать бумагой с наибольшим зерном, то есть с наименьшим номером. Постепенно меняют наждачки и доходят до самой мелкозернистой. Бумагу надо периодически смачивать водой.
Наждачная бумага позволяет сделать черновую обработку, после чего стекло полируют алмазной пастой или используют пасту ГОИ. Паста также имеет разную зернистость. Начинают работать с крупнозернистой, а заканчивают — мелкозернистой.
Паста ГОИ
Паста ГОИ в своём составе имеет оксид хрома и является универсальным полировально-шлифовальным средством. С её помощью можно полировать металл, пластик и стекло. С ней хорошо знакомы мужчины, которые служили в армии. Там она используется для натирания блях и пуговиц.
В бытовых условиях при помощи пасты ГОИ проводится полировка металлических и стеклянных изделий. При выборе пасты надо обращать внимание на степень её абразива. Для полировки стекла подойдёт паста ГОИ № 2 и 3.
Паста ГОИ наносится не на стекло, а на ткань, она должна быть безворсовой. Лучше всего подходит войлок. Чтобы паста лучше заполняла царапины, её можно растопить на водяной бане, а уже потом наносить на ткань. Сначала наносится на стекло паста с крупным зерном, её номер будет меньшим. Проводится полировка, после чего берут пасту с большим номером, то есть с меньшим зерном и продолжают полировать стекло.
Полироли для лобового стекла автомобиля
В продаже можно встретить разнообразные варианты полиролей для лобового стекла авто. Наносить такие средства надо только ветошью или ватным диском, использовать для этого войлок нельзя.
После нанесения состава на проблемное место его равномерно растирают, чтобы избежать резких переходов. Это эффективный способ, который позволяет полностью убрать мелкие царапины, а более глубокие — сделать менее заметными.
Лак для маникюра
Некоторые умельцы используют лак для маникюра. Для этого подойдёт только прозрачный лак. Его аккуратно наносят на царапину и ждут, пока состав высохнет. Лишнее убирают при помощи ластика или резинового шпателя.
Этот метод помогает скрыть глубокие дефекты. Недостаток в том, что при попадании солнечного света, преломление стекла и лака будет разным.
Видео: как полировать лобовое стекло
Чем восстанавливать
Убрать царапины со стекла автомобиля можно несколькими способами:
- самостоятельно с применением подручных материалов;
- собственными руками с использованием специальных паст и оборудования;
- воспользоваться услугой сервиса.
Чтобы самостоятельно убрать царапины с поверхности, можно воспользоваться недорогими средствами или приобрести специальные составы. К народным средствам относятся:
- зубная паста;
- наждачная бумага мелкой зернистости;
- паста ГОИ.
Перед применением любого из средств следует проверить щиток на предмет сколов и трещин и начинать работы после полного их устранения. В противном случае повреждения загрязнятся, и их будет практически невозможно восстановить.
Материалы
Народные методы с использованием подручных составов убирают небольшие недостатки стекла, но не могут обеспечить качественное восстановление прозрачности всей поверхности. Для получения хорошего результата потребуется приготовить материалы:
- полировальную машинку;
- насадки с липучкой;
- жидкость для очистки стекла;
- чистую ветошь;
- салфетки;
- оксид церия в виде порошка;
- абразивные пасты;
- малярный скотч.
Профессиональная полировка стекла потребует много затрат на инструменты и составы, однако хороших показателей можно добиться только таким способом.
Полировальную установку можно приобрести в магазине с инструментами или взять в аренду в специальной фирме. Такая аппаратура пригодится не только для стекла, а также для устранения царапин на лакокрасочном покрытии, восстановления прозрачности пластика на оптике.
Зубная паста
Мелкий абразив и очищающие добавки в составе пасты удаляют царапины на стекле. Чтобы убрать помутнения, электрический инструмент не требуется, достаточно пройтись по дефекту мягкой тканью.
Как убрать царапины от дворников на лобовом стекле:
- Подготовить место проведения работ, отмыть поверхность щитка.
- Нанести пасту на тряпку и круговыми движениями полировать участок.
- После выполнения операции протереть стекло обезжиривателем и сухими салфетками.